Как вулканологам удалось определить источник и возраст пепла, какие ещё тайны хранит курильская земля – об этом нам рассказал ведущий научный сотрудник, кандидат геолого-минералогических наук, заведующий лабораторией вулканологии и вулканоопасности Института морской геологии и геофизики ДВО РАН Южно-Сахалинска Артём Дегтерев. Он прибыл на Итуруп с экспедицией, цель которой – палеовулканологические исследования.
– Артём Владимирович, расскажите о вашей экспедиции. Как нам известно, её целью является поиск пеплов дальнего разноса, связанных с кальдерным извержением Львиной Пасти в южной части острова.
– Основные цели работ – проведение палеовулканологических исследований, которые направлены на то, чтобы изучать прошлую вулканическую активность на острове Итуруп, доисторические извержения, в том числе искать пеплы таких катастрофических извержений как Львиной Пасти, которое происходило 12500 лет назад. Это было мощное событие, и его следы должны где-то здесь остаться.
Справка: Кальдерное извержение Львиной Пасти на о-ве Итуруп, происходившее по предварительным данным около 12 500 лет назад, стало одним из самых сильных извержений на Южных Курилах за последние тысячи лет. Объём изверженной пирокластики составил по разным оценкам от 50 до 80 куб. км. Образовавшаяся кальдерная чаша размером 7×9 км была заполнена водами Охотского моря и в настоящее время представляет бухту, максимальные глубины которой превышают 500 м.
Также целью является поиск любых доисторических извержений на территории Курильска и прилегающих к нему территориях. Это необходимо для оценки вулканической активности и опасности, а также для решения фундаментальных проблем вулканологии, поскольку вулканизм у нас является таким своеобразным индикатором эндогенных процессов, которые происходят в земле, индикатором, свидетельствующим об их интенсификации.
– В каком месте Вы проводите полевые работы?
– В основном это территория Курильска и прилегающие территории к нему, район Рыбаков. Ранее мы были в районе Львиной Пасти, изучали отложения ближней зоны, их датировали. Сейчас мы пытаемся найти пеплы дальнего разноса. Так как пепловое облако переносится, и пепел выпадает в определённых местах. И хотя извержение было сильное, но найти пока продукты именно Львиной Пасти пока не можем, но постараемся это сделать. Попутно находим другие, стараемся их датировать, чтобы определить, какая частота пеплопадов была в пределах городской черты и острова, в центральной части острова.
– Что уже удалось найти? Ранее стало известно, что был найден пепел с вулкана Тарумаэ, извержение которого произошло в 1739 году на острове Хоккайдо.
– Да, пепел с вулкана Тарумаэ мы уже находили, но и сейчас повторно его отбираем. Пепел интересный, по крайней мере он по времени разграничивает исторический и доисторический этапы. Он не очень возрастной, всего 300 лет, но тем не менее получается, что в то время он выпал по всей территории Итурупа и сформировал такой прослой. Его толщина достигала 3-4 см. И сразу после этого пеплопада остров был припудрен пеплом и имел светло-серый, почти белый цвет. Потом он уже захоронился, и сейчас мы его можем наблюдать в разрезе.
Помимо этого, я ещё нашёл в разрезе несколько пеплов, которые предположительно связаны с вулканами хребта Ивана Грозного – Баранского или Ивана Грозного, так как последний – самый активный вулкан Итурупа.
Ещё нашли следы сильного извержения, которое было примерно 10 тысяч лет назад. Точный источник пока назвать не можем. Будем изучать его, анализировать.
– Как Вы определяете к какому вулкану относится тот или иной пепел?
– Мы стараемся определять по химическому составу, потому что у каждого вулкана свой индивидуальный химический состав продуктов. Это как отпечатки пальцев у людей, так и состав пепла для каждого вулкана также индивидуален.
Где-то состав может быть схож. Например, продукты извержения на перешейке Ветровом и вулкана Львиной Пасти даже по минералогии сходны, но некоторые различия есть. Например, в пемзе последнего присутствует такой минерал, как амфибол, такие длинные чёрные иголочки, на них спайность видна, а в продуктах перешейка Ветрового такого минерала нет.
Определить это – непростая задача. Потому что такие пеплы достаточно старые, они, можно сказать, что разлагаются.
– А каким образом определяете возраст?
– Для датирования пеплов мы используем радиоуглеродный метод. Мы либо анализируем старую погребённую почву, либо угольки. Когда происходит пеплопад или пемзопад, он выпадает и сжигает растительность. Или сходят раскалённые лавины, они могут сметать деревья, ветки, которые потом обугливаются. По остаткам древесных углей можно определить возраст с точностью плюс-минус 100 лет. Так датировали извержение Львиной Пасти.
А на Камчатке есть набор пеплов, возраст которых известен, есть тефростратиграфия, благодаря которым специалисты могут безошибочно датировать другие пеплы.
– Можно ли на основании ваших исследований делать выводы или предположения о каких-то исторических событиях?
– Скоррелировать исторические события вряд ли. Для того чтобы их датировать, они должны оставить какой-то след. Исторический период на Курильских островах – это 280 лет, с момента прихода сюда первых землепроходцев, исследователей. За это время большого количества событий, которые оставили геологические следы, не было. Есть какие-то прослои, но у них маленький возраст и точно его нельзя будет определить. Для нас их изучение не является первоочередной задачей, потому как важно сначала реконструировать общую летопись вулканических извержений за последние тысячи лет.
… В минувшие выходные во время полевых работ был найден пласт пепла японского вулкана Тарумаэ. Был извлечён фрагмент породы, который теперь займёт место в экспозиции Курильского краеведческого музея. Сотрудники музея приглашают жителей и гостей острова на увлекательную экскурсию.
Венера Харитонова