Продолжат ли Курилы экспортировать морского ежа на японский рынок?

13 апреля 2022, 11:07Политика
Фото: КМ о. Итуруп, Охотское море. Добыча морского ежа в Курильском заливе

Попробуем смоделировать, чем обернётся для Японии потеря надёжного партнёра и поставщика морепродуктов в лице России. Правда, начать придется с другого: как в Стране восходящего солнца русофобские настроения разрушили тридцатилетнюю дружбу и превратили нас в агрессора.

Японские СМИ широко освещают события, связанные с проведением Российской Федерацией специальной военной операции на Украине. При этом искажаются до неузнаваемости истинные события, начиная от современного расцвета национализма на Украине, не признающего ничего российского, заканчивая регулярными обстрелами мирного населения ЛНР и ДНР. Об откровенных преступлениях, совершаемых украинскими «нациками» в отношении гражданских людей, женщин, детей и стариков, и вовсе ни слова. Однобокое информационное воздействие на японское общество определённо «оправдывает» политические решения высшего руководства Японии.

Напомним, что с момента начала спецоперации Япония в числе первых поддержала лавинообразный санкционный поток, обрушившийся на нашу страну. Токио проявил и самостоятельную инициативу, анонсировав персональные санкции в отношении Президента В. Путина и других высших должностных лиц России; заморозку с попыткой конфискации резервов Центробанка России, хранящихся в Банке Японии в размере 22 млрд долларов; экспортные ограничения для российских компаний, ведомств и частных лиц, в т. ч. на предметы роскоши; отказ от оплаты импортируемого газа в рублях и т.д.

 

При этом решение МИД России о прекращении переговоров по мирному договору, отмене безвизовых проездок и выходе из диалога о налаживании совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах прогремел как гром среди ясного неба для японской политической элиты и общественности, оказавшейся не готовой на решительный отпор России. Но и это было искажено в японских СМИ и преподнесено как очередной «недружественный шаг» со стороны нашей страны.

Морской ёж на Курилах добывают водолазным способом для японского потребителя
Фото: КМ

А теперь предположим, какие возникнут в заданных условиях для нашего соседа варианты развития ситуации. Для этого предлагаем вам мысленно прогуляться вдоль Курильского залива острова Итуруп. Здесь, в прибрежных зонах Охотского моря,  в это время ведёт добычу морского ежа одна из крупнейших в России компаний, специализирующая на данном виде промысла, – Южно-курильский комбинат. Для добычи живого морского ежа компания задействует четыре специализированных судна. Кладезь витаминов, аминокислот и микроэлементов высоко ценится на рынке Японии. Ёж на Курилах добывают водолазным способом для японского потребителя.

 

Соглашение между Правительством России и правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов подписано в Москве 21 февраля в далёком 1998 году. За это время наша страна зарекомендовала себя в качестве надёжного поставщика морепродуктов, что можно проиллюстрировать статистикой.

 

Для промысла японской стороне ежегодно выделяется свыше 2,1 тыс. тонн следующих водных биологических ресурсов (в тоннах): минтай – 995, камбала дальневосточная – 12, треска – 110, терпуги – 777, шипощёк – 4, окунь морской – 23, осьминог Дофлейна гигантский – 168, навага – 35, кальмар командорский – 3, осьминог песчаный – 48, кальмар тихоокеанский – 17, бычки – 2, скаты – 18, акулы – 2, гипероглиф – 6. И это лишь в рамках указанного соглашения.

По статистике Сахалинской таможни, за период с 2020 по 2021 год через пункты пропуска Корсаковского, Холмского и Южно-Курильского торговых портов вывезено в порты Японии свыше 17 тыс. тонн морепродуктов (живой краб – 3,19 тыс. тонн, конечности краба – 0,11 тыс. тонн, мясо краба - 0,7 тонн, морской ёж - 13,93 тыс. тонн, ламинария - 63 тонны).

Для объективности приведём статистику Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии, согласно которой Россия занимает третье место как страна-экспортёр водных биологических ресурсов на японский рынок (уступая лишь КНР и Чили). За прошлый год, по японским подсчётам,  приобретено продукции на сумму более 138 млрд иен. Доля ввозимого российского краба и морского ежа составляет около 50 % от общего объёма. Потребности японского рынка в морских водорослях, которые широко применяются в фармакологии, медицине, кулинарии, химической промышленности при производстве бумажных изделий, лаков, красок и т.д., практически полностью покрываются ресурсами из России.

 

Вполне очевидно, что потеря в лице Российской Федерации одного из ключевых поставщиков морской флоры и фауны станет серьезным испытанием для Токио. Это не только нанесёт удар по экономике островного государства, но и создаст реальную угрозу продовольственной безопасности северо-востока Японии.

 

Прежде всего содрогнётся японский рынок морепродуктов кратным увеличением цен. В частности,  с февраля 2021 года по февраль 2022 года продукция из краба подорожала почти в 2,5 раза. Рост цен пришёлся преимущественно на февраль нынешнего года, когда Россия приняла решение о закрытии воздушного пространства для «недружественных государств».

 

Что может произойти в случае полного отказа нашей страны от экспорта водных биологических ресурсов, представьте сами. Повышение цен покажется мелочью, когда на японском потребительском рынке начнут «исчезать» отдельные виды продукции, в том числе и так горячо любимый морской ёж.

 

И ещё один вопрос: запретив экспорт предметов роскоши в нашу страну (без которых, к слову, мы проживём), оценивает ли Япония риски лишиться возможности импорта российских водных биологических ресурсов, поистине являющихся роскошью?