ср, 03 сент.
05:21
Курильск
+14 °С, дождь

Рассекречены документы об использовании Японией чумных бомб против Китая

19 августа , 15:27Политика

Японские военные в время Второй мировой войны использовали бомбы, начиненные переносчиками чумы, как тактическое бактериологическое оружие против китайской армии, чтобы задержать ее в ходе своего отступления, следует из рассекреченных архивных документов ФСБ России. Об этом сообщает Российское информационное агентство «Новости».

Сегодня, 19 августа, исполняется 80 лет со дня окончания Маньчжурской стратегической наступательной операции (9-19 августа 1945 года), в ходе которой советские войска разгромили основные силы японской Квантунской армии и ее сателлитов. Император Японии Хирохито 14 августа 1945 года подписал указ о безоговорочной капитуляции, а через два дня, 16 августа, командующий Квантунской армии генерал армии Отодзо Ямада отдал приказ о прекращении боевых действий.

Японские военные на территории Маньчжурии в 1935-1936 годах создали подразделения (отряды №№ 731 и №100 с подчиненными им филиалами), занимавшиеся разработкой бактериологического оружия и изучением способов его боевого применения. Молниеносное наступление советских войск в августе 1945-го сорвало планы Японии использовать бактериологическое оружие в боевых действиях против Красной армии. С целью скрыть следы преступной деятельности, командование Квантунской армии было вынуждено отдать приказ об уничтожении зданий отрядов №№ 731 и 100, их филиалов, лабораторной базы, накопленных запасов бактериологического оружия, документации, результатов экспериментов и прочее, отмечает РИА со ссылкой на данные Федеральной службы безопасности РФ.

В ходе разгрома Квантунской армии в советский плен сдались более 600 тысяч японских генералов, офицеров и солдат. В лагерях военнопленных и интернированных советские органы государственной безопасности в 1945-1948 годах проводили розыск японских военнослужащих и гражданских лиц, принимавших участие в разработке бактериологического оружия и способов его применения.

В начале февраля 1947 года начальник Управления МВД СССР по Хабаровскому краю генерал-лейтенант Иван Долгих направил уполномоченному министерства государственной безопасности (МГБ) СССР по Дальнему Востоку генерал-полковнику Сергею Гоглидзе специальное сообщение «О подготовке Японией бактериологической войны против Союза ССР».

В документе говорилось, что хабаровские милиционеры, которые расследовали дело  специалистов-бактериологов японской армии, захваченных в плен советскими войсками, оперативно-следственным путем установили, что японская военщина, подготавливая с маньчжурского плацдарма нападение на Советский Союз, активно готовила применение бактериологических средств массового истребления людей.

Как сообщал Долгих, следствием было установлено, что «к моменту вероломного нападения Германии на Советский Союз и подготовки нападения Японии на Советский Союз с маньчжурского плацдарма отрядом №731 основные научно-исследовательские работы, связанные с подготовкой бактериологического нападения на Советский Союз, были закончены».

По данным, полученным советскими следователями, научно-исследовательские и опытные работы производились со всеми видами чумы, сибирской язвы, газовой гангрены, сыпным тифом, брюшным тифом, паратифом, дизентерией, холерой, инфекционной кровоточащей лихорадкой (так называемой «Сонго») и сапом с целью установления наиболее эффективного вида патогенных возбудителей для массового заражения людей и скота, способов военного и диверсионного применения, главным образом, в условиях Дальнего Востока, и массового производства патогенных возбудителей для уничтожению хлебных злаков и овощей.

Документально подтвердилось, что для изучения действия различных бактерий в отряде №731 под руководством генерала Сиро Исии непрерывно производились опыты над людьми. Для этих целей в тюрьме отряда содержались русские, китайцы, маньчжуры и осужденные к смертной казни японцы, доставляемые в отряд Харбинской военной миссией и жандармерией в особо секретном порядке.

А в спецсообщении говорилось, что каждый год в результате этих опытов в отряде уничтожалось свыше 3600 человек.

Боевые операции по заражению чумой

В документе обращалось внимание на случаи применения японскими войсками бактериологического оружия против Советского Союза и Китая.

«В 1939 году во время событий на Халхин-Голе специальный отряд "смертников" под руководством генерала Исии произвел по распоряжению бывшего главнокомандующего Квантунской армии генерала Уэда Кенкичи диверсионную операцию против советских и монгольских войск по заражению озера и реки Халхин-Гол бактериями брюшного тифа, паратифа и дизентерии», - говорилось в спецсообщении.

ФСБ в 2024 году публиковала рассекреченный архивный документ, свидетельствующий о применении Японией бактериологического оружия против советских войск во время боев у реки Халхин-Гол в августе 1939 года, когда Красная армия совместно с монгольскими частями нанесла поражение японским захватчикам, вторгшимся на территорию Монгольской Народной Республики.

«В 1940 году по распоряжению бывшего главнокомандующего Квантунской армии генерала Умедзу Иосидзиро и бывшего главнокомандующего экспедиционными войсками в Центральном Китае маршала Хата Сюнроку, действовавших по распоряжению генерального штаба Японии, специальная экспедиция генерала Исии произвела в Центральном Китае боевую операцию, сбросив с самолета блох, зараженных чумой, против китайских войск в районе Нимбо, вызвав этим сильную вспышку чумы среди китайского населения и солдат, уничтожившую тысячи людей»,  - отмечалось в спецсообщении.

В 1941 году в районе Чандэ и в 1942 году в районе Чжэган специальные экспедиции отряда №731 в Центральном Китае повторили операцию по практическому применению чумы против китайских войск.

«Причем операции носили не только опытный, но и тактический характер массового уничтожения китайских солдат, связанный с так называемой Чжэганской операцией стратегического отступления японских войск в этом районе», - указывалось в документе.

В отряде №731 под руководством Сиро Исии велись опыты по заражению людей не только бактериями чумы, но и сибирской язвы, холеры, тифа и другими микробами. Большинство зараженных умирали в страшных муках. Те, кто выздоравливал, подвергались повторным опытам и в конце концов тоже умерщвлялись. У живых людей вырезали внутренние органы, чтобы посмотреть, как инфекция распространяется по организму. Японские военные проводили и другие бесчеловечные эксперименты над людьми, неизбежно приводившие к их смерти.

По воспоминаниям сотрудников отряда №731, всего за время его существования в стенах лабораторий погибли несколько тысяч человек – китайцев, корейцев, русских, над которыми проводились жестокие опыты. По некоторым оценкам, число погибших достигает 10 тысяч человек. В качестве подопытных в числе прочих использовались советские военнопленные из числа узников концлагеря «Хогоин», который относился к японским разведслужбам и находился недалеко от места расположения отряда №731.

Японские военные при разработке бактериологического оружия использовали и опыт Польши, где такие работы начались в 1920-х годах, рассказал ранее РИА Новости российский военный микробиолог, полковник в отставке Михаил Супотницкий. В 1936 году в Варшаве состоялась тайная конференция, на которую прибыла японская делегация научных работников из Главной базы Управления по водоснабжению и профилактике частей Квантунской армии в Харбине (в него входили подразделения по разработке японского биологического и химического оружия, в том числе отряд №731). Японским военным тогда представили польские наработки по заражению людей во время военных действий возбудителями брюшного тифа, сыпного тифа, дизентерии, сибирской язвы и сапа.