Про реновацию (от латинского – реконструкция) многие слышали в новостях, когда речь шла о крупных городах, где переселение касалось целых районов, а на месте старых зданий появлялись новые, и территория перестраивалась на современный лад. Глобальные архитектурные изменения ожидаются и на Итурупе.
Новое для курильчан понятие – реновация – прозвучало на встрече представителей администрации с жителями домов, расположенных в так называемой прибрежной зоне (улицы им 60 лет Октября и Ленинского комсомола).
Помимо рядовых граждан в разговоре приняли участие заместители главы округа, сотрудники мэрии, представители Курильского общественного совета и гости из областного министерства архитектуры и градостроительства.
Предмет обсуждения обозначил первый заместитель главы администрации района Константин Истомин.
– Сегодня мы вас пригласили для того, чтобы обсудить некоторые моменты развития города Курильска с точки зрения концепции туристического центра Сахалинской области. Вам нравится статус города – туристический центр? – поинтересовался Константин Николаевич.
– Нет, не нравится, – послышался голос из зала.
Словно не услышав ответ, ведущий обрисовал финансовые перспективы для острова:
– Если нам такой статус дадут, у нас будут дополнительные субвенции с министерств, с правительства Сахалинской области для получения дополнительных финансовых средств, чтобы наш город поддерживать в красивом состоянии, чтобы своевременно убирать улично-дорожную сеть, придомовые территории и так далее, – перечислил Константин Истомин.
– А без этого у нас денег не хватает, без туристов, чтобы деньги на уборку этого всего? – поинтересовался тот же голос.
– Туристы – это развитие везде, всегда, любого региона, любого района, – парировал Константин Истомин и стал развивать тему о необходимости изменений в облике города и начал с объектов благоустройства. Но едва он произнёс слово «лестница» (та, которая уже сдана и светится в тёмное время суток), в ответ услышал нелестное мнение об объекте благоустройства. От души местные «насыпали» и туристам, припомнив им напряжённость с билетами на самолёт.
Разговор не сразу удалось перевести в конструктивное русло. Тем не менее процесс постепенно пошёл.
На экране монитора собравшимся показали видеосъёмку верхней части города – от лестницы до начала пешеходной дорожки. Зрелище, прямо скажем, грустное. Взгляд с высоты, пожалуй, самый удачный ракурс, чтобы оценить нынешнее состояние территории. Огромное количество мусора (при этом на встрече чаще звучало слово «хлам», что по сути – более точное определение) и ветхих строений слишком откровенно бросается в глаза.
Хлама действительно много. Как потом пояснит Константин Истомин, только по предварительным данным, насчитали почти полтысячи кубометров сугубо ветхих строений. И это без учёта брошенных машин, их частей, контейнеров и прочего деревянного, железного, бумажного...
Жителям предложили для начала проголосовать за уборку мусора. Предложение «зашло» не с первого раза.
Курильчане говорили о том, что под шум волны вместе с мусором могут уехать на свалку и сараи, которые жизненно необходимы жильцам близлежащих домов.
– Улица 60 лет Октября, ребята, она вся без отопления. Оставим мы их без этих сараюшек, и куда людям девать уголь, дрова? – выдала аргумент старожил острова, член Общественного совета района Татьяна Васильева.
Тут требуется небольшой исторический экскурс. Вопрос, который задала курильчанка, уже звучал. Несколько лет назад людям предлагали в качестве альтернативы сараям установить контейнеры и там хранить топливо. И власти даже начали действовать в этом направлении – стали вывозить мусор. Но энтузиазм закончился, когда закончилось финансирование. И вопрос опять повис в воздухе.
Ещё одна волна энтузиазма на тему уборки сараев накрыла верхнюю часть города пару лет назад, когда на строения стали клеить объявления, чтобы хозяева откликнулись и сообщили данные о себе и предоставили документы на недвижимость. Однако инициатива эта тоже почила в Бозе, и во многом из-за реакции местных жителей. Многие рассуждали так: если скажешь, что сарай твой, то надо это доказать документально. А если сарай не твой, то могут его признать бесхозяйным и отправить на свалку всё, что собрано и нажито. Так что большая часть тех, кто исторически считает сараи своими (но юридически не имеет права), решили попросту не высовываться. И опять тема заглохла.
И вот очередная попытка договориться хотя бы об уборке мусора. На это потребовалась ровно половина времени всей беседы. Жителей уверили, что сносить без их ведома строения не будут, всё будет открыто и прозрачно.
При этом Константин Истомин успокоил:
– Этот процесс начнётся не завтра и не послезавтра, потому что надо сначала понять, каковы реальные объёмы работ, найти деньги, найти подрядчика.
Когда по мусору-хламу договорились, для многих в зале настала пора откровений.
Но тут опять-таки позвольте небольшой исторический экскурс. После того, как сделали пешеходную дорожку из Курильска в Китовое, сразу появилась идея продлить прогулочную зону по территории, которая идёт в сторону городской лестницы по побережью.
Предполагалось, что это будет по сути кольцевая дорога с тротуаром по бокам. Сделали эскизы будущей дороги и показали их губернатору области в один из его приездов на остров. Ему понравилось.
Однако, как выяснилось, это не очень понравилось собственникам строений, которые стоят на пути той самой будущей дороги-дорожки. В 2020 году в городской библиотеке состоялись публичные слушания, и разговор был очень жаркий, часа на полтора, где с одной стороны выступали сотрудники мэрии, с другой – те самые собственники гаражей и сараев. И последние, надо сказать, в этой словесной дуэли были убедительней. После этого случая о продолжении дорожки перестали говорить. Но то, что эта тема обязательно возникнет ещё раз, было понятно, так как её уже заявили на областном уровне. А там обратного хода нет, если ты пообещал вопрос решить. Вадим Рокотов этот вопрос решить не смог, а возможно, не захотел ссориться с электоратом, и, как опытный чиновник, потихоньку спустил дело на тормозах. По крайней мере видимость была именно такой.
Примечательно, что и на этой встрече о дорожке говорили вскользь, за весь разговор пару раз – не больше. Зато собравшиеся узнали, что на данной территории, на так называемой первой линии, планируется построить туристический комплекс.
Заместитель руководителя ГКУ «Региональный градостроительный центр» Сахалинской области Елена Краснопёрова начала издалека и рассказала, что в 2023 году областным министерством архитектуры и градостроительства совместно с администрацией района был разработан Мастер-план. В этом году было решено провести работу на местах для актуализации и синхронизации Мастер-плана, Генплана и Правил землепользования и застройки. И выяснилось, что территория, о которой идёт речь на встрече, едва ли не самая привлекательная и перспективная в городе в плане развития.
– Мы, архитекторы, видим, что эта территория в верхней части Курильска - самая привлекательная, потому что местоположение и рельеф настолько удачные и красивые, что не привести её в порядок было бы непростительно с точки зрения развития (к слову, с высоты, помимо куч хлама, хорошо видно, сколько свободной, неосвоенной земли – прим. авт.). Мы видим, что здесь на береговой линии мы размещаем Парк отель, а уже за ним, на второй линии, внутри, жилые дома, – поведала Елена Краснопёрова.
– А ничего, что вы нам вид на море закроете? То есть туристы – смотрите на красоты, а как же мы? – последовали резонные вопросы.
Гостья постаралась дать объяснение.
– Построенные на береговой линии гостиницы будут выступать в качестве щита от ветра для домов, где будут жить местные жители. То есть жители будут концентрироваться вдоль улицы, а туристы - вдоль променада (пешеходной зоны – при. авт.), – пояснила архитектор, отметив, что не всем людям нравится жить на ветродуе. Ей возразили.
А ещё выяснилось, что жилые дома постепенно (пусть не вдруг и не сразу) будут признаны аварийными и на их месте построят новые, а жителей переселят.
Курильчанину Владиславу Новику такая перспектива не понравилась.
– А я лично хотел бы тут остаться. Я не против туризма, но считаю, что если тут люди жили и их это устраивало, то почему бы их здесь не оставить? Почему люди отсюда должны переехать? Мы – местные, мы живём здесь постоянно и работаем на благо острова, надо и наши интересы учитывать, – заметил Владислав.
На помощь Краснопёровой пришла Виктория Доля, ныне руководитель «Регионального центра компетенций по вопросам городской среды», а в прошлом главный архитектор Курильского района.
– Мы говорим об очень долгосрочной перспективе, что когда-то эти дома будут признаны аварийными, со временем всё приходит в негодность, и вы попросту не сможете там проживать. Мы отталкиваемся от этого момента. А что касается той же дорожки, то она не прикасается к земельным участкам жилого фонда. Её можно сделать там в ближайшее время. Сейчас даже трассировки нет, мы сейчас говорим о перспективах – о близких перспективах и далёких. Близкие – очистить территорию от мусора, далёкая – строительство гостиниц и домов, – уточнила Виктория Доля. – Для чего мы вас собрали? Если бы нам было неинтересно ваше мнение, вас бы никто не собирал. Нам важно было услышать ваше мнение, внести коррективы с учётом предложений местных жителей. Если вы говорите, что можно сделать смешанную застройку, то давайте будет рассматривать этот вариант и вносить коррективы. Но в любом случае надо менять внешний облик города, всего района, а не жить в бардаке.
Пожалуй, важнейший вопрос: что будет с недвижимостью, которая находится у жителей в аренде, но попадёт под зону строительства?
Ответ бы вполне однозначный – будет изъятие или выкуп собственности и, как вариант, предложение о предоставлении участка в другом месте.
– Вопрос будет решаться с каждым индивидуально. Но ни гаражей, ни сараев в перспективе в этом районе города не будет, – сказал Константин Истомин. – Сначала доработают Мастер-план с учётом предложений и интересов местных жителей, затем пройдут публичные слушания, чтобы вы все понимали, какие решения там заложены. В любом случае нам придётся принять, что реновация рано или поздно придёт на Итуруп.
Поводя итоги обсуждения, первый заместитель главы отметил, что «в глазах курильчан он увидел заинтересованность и понимание».
– Спасибо за то, что вы выслушали коллег из министерства архитектуры, из министерства ЖКХ. Ваши предложения и озабоченности будет переданы в правительство, их услышат министры и уверен, что сделают правильные выводы, чтобы здесь было жить комфортно нам, нашим детям и нашим внукам, – резюмировал Константин Истомин.
В качестве послесловия. На встрече было сказано много правильных вещей, и всё же не хватило понимания, что в конечном итоге получится. Да, город, и в целом остров должен меняться, от этого не уйти. Но плавно, постепенно и не во вред местному населению. Не нужно пытаться, что называется, ломать кого-то через колено, иначе – как в песне поётся: чем выше давление – тем крепче бетон. Тут, очевидно, требуется мягкость, деликатность, а главное – ясность и простота изложения идеи, ведь не все же у нас архитекторы. Тот мастер-план, который размещён на сайте министерства архитектуры и градостроительства Сахалинской области (раздел «мастер-планы» - https://grad.sakhalin.gov.ru/master-plany/), пока больше напоминает фантастический фильм, в котором довольно много вещей, скажем так, весьма спорных.