В феврале текущего года состоялось заседание Сахалинского рыбохозяйственного совета, на который традиционно приехали представители научного сообщества: руководитель Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) Кирилл Колончин, директор Тихоокеанского филиала ВНИРО (ТИНРО) Алексей Байталюк и руководство СахНИРО. Предметом обсуждения стала планируемая стратегия промысла тихоокеанских лососей в 2025 году на Сахалине. Одним из участников встречи был президент ассоциации рыбопромышленников Сахалинской области (АРСО), депутат областной Думы Максим Козлов. Сегодня он наш собеседник.
– Максим Георгиевич, в прессе звучали не очень оптимистичные прогнозы учёных на предстоящую путину по горбуше – всего чуть более 700 тонн на всю Южно-Курильскую зону (в неё входит Итуруп), в целом по Сахалинской области – не более 28 тысяч тонн. Нет ли ошибки по цифрам, и что вы можете сказать в этой связи о предложениях ввести ограничения на вылов горбуши?
- Цифры верные. Действительно, показатели достаточно низкие, впрочем, как и в последние несколько лет. Но 2025 год у нас как никогда даёт совсем небольшие объёмы по горбуше. При этом отмечу, что мы, рыбопромышленники, сами высказывались о необходимости сокращения промысла горбуши, отчётливо понимая, что запас этого вида лосося настолько невелик, что практически не даёт возможности открыть промышленный лов рыбы. В этом мы полностью согласные с учёными: нужно применять меры ограничения. И поэтому в текущем году промысел горбуши, раньше традиционно стартовавший на Итурупе, открываться не будет.
- Горбушу называют очень непредсказуемым видом лосося, она может пойти туда, где её не ждут. Ведь так?
- Прогнозы вылова тихоокеанских лососей – дело довольно неблагодарное. Мы очень часто наблюдали, что предполагаемые цифры (высокие цифры) подхода в горбуши и кеты не оправдывались, к нам приходило рыбы меньше, и наоборот: были небольшие прогнозные цифры, а потом предприятия били рекорды по вылову. Поэтому мы оставляем возможность организации промысла около рек основных, нерестовых, где стоят лососёвые рыборазводные заводы, и в случае, если эти реки будут заполнены производителями более чем на 50%, тогда теоретически можно будет говорить об открытии промысла. До этого момента промысел открываться не будет.
- Какова ситуация на Сахалине?
- По Сахалину с подходами тихоокеанских лососей ситуация аналогичная. Всего 15 тысяч тонн дали на юго-восточное побережье Сахалина, и чуть больше тысячи тонн дали на северо-восточное побережье Сахалина. Поэтому мы тоже придерживаемся концепции ограничения промысла. И сами мы, рыбаки выступаем за эти меры, говоря о том, что промысел надо открывать лишь только в тех местах, где реки будут заполнены более чем на 50%. Примерно такая ситуация и такие меры регулирования у нас уже были опробованы в 2023 году. Они достаточно эффективно себя показали.
- А северо-восточная часть Сахалина?
- В этой части острова промысел закрываться не будет, потому что это район транзитной рыбы, которая идёт в Магаданское побережье и в сторону Хабаровского края. Но там тоже будут определённые меры ограничения, и промысел будет вестись при поднятой длине центрального крыла от берега не менее чем на 100 метров. Это позволит рыбе походить к своим нерестилищам, и можно оперативно наблюдать заполнение рек северо-востока Сахалина. По северо-западу Сахалина ограничения не вводятся, потому что там мы делим запасы кеты, в первую очередь, с Хабаровским краем. А учёные считают, что в Хабаровском крае путина будет благоприятная, рыбы придёт достаточно, поэтому меры регулирования в Хабаровске не вводятся.
– Максим Георгиевич, много говорят о переоформлении договоров пользования рыболовными участками. Рыбопромышленники, которые сталкиваются с проблемами на местах, не совсем разделяют мнение законодателей, которые находятся далеко от мест промысла. Получается ли диалог власти и бизнеса?
– Это важнейшая тема сегодня и для Дальнего Востока, и вообще для Российской Федерации, где промысел осуществляется именно на рыболовных участках. Сегодня в Государственной Думе рассматривается законопроект, в котором заложена идея предложить пользователям переоформить рыболовные участки в этом году. Особенностью этой истории является то, что у многих договоры пользования истекают лишь в 2028-м, а для большинства участков на Сахалине и того позже – в 2031 году. Но регулятор пошёл по этому пути для того, чтобы дать возможность тем пользователям, которые ранее и ловили на этих участках, не проводя аукционов, выкупить эти рыболовные участки у государства именно в 2025-м. Рыбопромышленники Сахалина предлагали перенести это мероприятие на 2026-й год. Не так давно состоялись парламентские слушания в Государственной Думе, были подготовлены соответствующие поправки многими регионами. Окончательное решение ещё не принято, но мы видим высокую степень вероятности, что наши предложения не услышат.
- А в чём основная проблема?
- Проблема в том, что расчёт стоимости рыболовных участков будет заключаться в усреднённых данных за последние четыре года, умноженных на две ставки сбора за пользование водными биологическими ресурсами, умноженными на 20 лет. Мы предполагаем, что для Сахалина это будет около 28 миллиардов рублей перечислений денег в федеральный бюджет. Существует рассрочка по уплате этих платежей, и сегодня пока речь о двух годах, в течение которых предлагается заплатить эту сумму. А в перспективе обещают, что сумму надо будет заплатить в течение трёх лет. Но дело в том, что усреднённые показатели для расчёта брались по тем годам, когда подходы тихоокеанских лососей были ещё высокими, отсюда и складывается огромная сумма, которую я назвал выше. Однако мы чётко видим, что идёт падение численности запасов тихоокеанских лососей, и если бы учли возможные уловы 2025 и 2026 годов, когда ситуация с промыслом ожидается не столь радужная, то расчёт был бы иным, на наш взгляд, – более справедливым. Но нас, к сожалению, не услышали, поэтому мы готовимся к переоформлению договоров в 2025 году.
Параллельно идёт большая работа с описанием границ рыболовных участков. Очень долго мы не могли договориться с Федеральным агентством по рыболовству по поводу того, как описывать эти участки. Но вот сегодня наконец-то процесс сдвинулся с мёртвой точки, и договорились, что мы будем представлять полностью муниципальные районы и полным пакетом со всеми участками. Они у нас примыкают друг к другу, и очень сложно перевести эти участки на географические координаты, поэтому только лишь сопоставляя все участки по муниципальному району, можно увидеть картину, что у нас нет наложений водных территорий.
Такая работа проведена по Итурупу и Кунашуру, по Долинскому району, мы уже отправили документы по Северо-Курильскому району. Сейчас материалы и документы находятся в министерстве рыбного хозяйства Сахалинской области. После проведения необходимых процедур согласования различными уполномоченными органами всё будет отправлено в Москву на утверждение. Уверен, мы эту работу сделаем вовремя, участки опишем и приступим к переоформлению договоров.
Беседовал Алексей Сакунов