пн, 01 сент.
01:00
Курильск
+14 °С, облачно

«Нам не жить без друг друга»

4 августа , 12:35Общество

Прошлый год был объявлен Годом семьи. Одной из целей его проведения в соответствующем указе президента названо сохранение традиционных семейных ценностей. А какие они, эти ценности? Попробуем ответить на этот вопрос с помощью Светланы Николаевны и Николая Ивановича Блицыных, которые идут по жизни вместе вот уже 53-й год.

Разговаривали мы с ними по отдельности, так получилось, но предварительная задумка осуществилась: услышать их ответы на одни и те же вопросы.

– Основное правило для каждого человека – работать! – сказал, как отрезал, Николай Иванович.

- Я давно поняла: для мира и лада в семье, для того, чтобы жилось интересно, обязательно нужно быть занятым чем-то полезным. От безделья – все пороки, – убеждённо говорила Светлана Николаевна.

Они знают, о чём говорят: оба выросли в многодетных семьях.

– Нас было шестеро, – рассказывала Светлана Николаевна. – Родители на работе: мама учительница русского языка и литературы, папа агроном, дом – на детях (я старшая), и это было вполне естественно и сомнению, а тем более сопротивлению, не подвергалось.

– Я сам из деревни. В 1951 году мать, когда возила на быках пшеницу в заготконтору, сильно простудилась, заболела и умерла.  Старшей сестре было семь лет, мне – шесть, ещё двое младше меня. Позже отец женился, родился ещё один ребёнок. Так вот я уже в четвёртом классе коров доил. Об огородах и говорить нечего: по 900 вёдер картошки выкапывали. Отцу на работе помогали – по тысяче литров воды закачивали в баки фермы...

О своём «крестьянском происхождении» напомнил жене, когда вышел на пенсию: «Давай возьмём бычков на откорм? Я ж знаю, умею». Потом те «бычки на откром» обернулись дойным стадом с десятью коровами, сотней кур, огородом – 20 лет держали Блицыны хозяйство в Горячих Ключах, пока ферму, как и «дачи» других жителей, кто-то не сжёг подчистую. Хотя и после этого ещё три года выращивали овощи: «Грядки-то хорошие, удобрённые»...

Конечно же, не от ностальгии по деревенской жизни решили обзавестись хозяйством в конце 90-х годов: надо было думать о полноценном, здоровом питании внуков, а их было тогда трое. Светлана Николаевна (медик!) рассказала мужу о важности тимуса – главного органа иммунной системы тела человека – для защиты детского организма от разного рода инфекций, вот он и озаботился, чтобы и молочко свежее было, и овощи разнообразные. Основные заботы легли, безусловно, на самого Николая Ивановича («Всё ему удавалось», – вспоминает жена), но и Светлане Николаевне, понятное дело, нелегко было совмещать заботы по подсобному хозяйству с основной работой в госпитале. При этом важно, что дети: дочери Анисья и Инна с мужьями, сын Вениамин – никогда не были в стороне. В сенокосную пору все съезжались недели на две. «Дети – не лентяи», –удовлетворённо говорит глава семейства. А позже посильным трудом занялись и внуки, которым и в голову не приходило отказываться от просьб или поручений старших. Дед рассказывал:

- Антоша с Ваней в день по 120 носилок навоза перетаскивали на огороды... Внучке Ксюше, тогда ей было лет 12, велел очистить от снега тропу, она – раз-раз – приходит, докладывает: всё сделала. Не поверил, посмотрел – и правда, очень быстро и хорошо почистила. Потом такая же история с тыквой: в момент перетаскала три немаленьких кучи. Так я и прозвал её торопухой.

И речи не могло быть о том, чтобы помощь взрослым шла в ущерб главному труду школьников – учёбе. С этой работой дети Блицыных справлялись успешно, что подтверждается блестящим результатом: Анисья и Вениамин окончили среднюю школу с медалями. Медалисткой могла стать и Инна, но она после девятого класса поступила  в музыкальное училище – по предложению и настоянию преподавателя Ирины Викторовны Туровской и директора ДШИ Павла Михайловича Гущенкова. Заметим: на занятия в школу искусств в Курильске Блицыны возили своих детей из Горячих Ключей регулярно.

Дом был наполнен музыкой, и стихи здесь звучали часто – как-то естественным образом воспроизводились редкие, но запомнившиеся на всю жизнь мгновения, когда мама Светланы Николаевны выкраивала время для музицирования – «для атмосферы» – , когда под её руководством дети учили (и запоминали на всю жизнь!) лучшие стихи лучших поэтов. Да, нелегко жилось в послевоенные годы, но навсегда осталось ощущение добра и счастья, которые исходили от родителей.

– Папа просто боготворил маму, и у меня было огромное желание, чтобы в моей будущей семье были такие же отношения. И мне повезло: встретился мне Коля.

Оба вспоминали о той первой встрече, и выходит, что было бы точнее сказать не о том, кто кого встретил, а о том, что свела их судьба – сразу, безоговорочно.

– Служил я тогда командиром танкового взвода в Майкопе. Вот как-то стою на КПП, подходит девушка – такая миниатюрная, голубоглазая. Весёлая и шустрая. Спортсменка, комсомолка, просто красавица. Мол, брата приехала навестить, Руслана Пономарёва. А это мой подчинённый, механиком служил. Вызвал я его, конечно, а у самого... В общем, всё так и началось.

– Потом у Руслана всё выспрашивал обо мне, о нашей семье... Это было летом, я возвращалась из очередных сборов на черноморском побережье. А через полгода, зимой, навещает меня брат в общежитии, а с ним – Коля. Руку протягивает: «Здравствуй, Света», тут и случилось то, о чём говорят: мол, как искра пробежала. Не полюбить его нельзя было. И я влюбилась так, что уже ничего не надо было в жизни.

А «ничего» – это и тренировки в Киеве, куда её, подающую большие надежды велогонщицу, звали с дальним прицелом войти в сборную СССР и участвовать в чемпионате мира (один из товарищей по команде Анатолий Чуканов впоследствии стал олимпийским чемпионом). Казалось, что велосипедный спорт – это навсегда в её жизни. Увлеклась им, когда училась в медучилище в городе Шахты Ростовской области; продолжала заниматься, работая фельдшером. Попала в сборную команду области, стала мастером спорта. Окончила факультет физической культуры в пединституте...

Вот полученная в вузе специальность и пригодилась в дальнейшей жизни, уже после замужества: стала преподавать в школе. Это было в Новочеркасске, где служил Николай. Старшей дочери было полтора года, младшей два месяца, когда его дивизию перебросили в... Монголию.

Любят, уважают, заботятся – обычно так описывают отношения в счастливых семьях. В применении к супругам Блицыным, пожалуй, точнее всего подходит слово «гордятся». Она – его надёжностью во всех делах, организаторскими способностями, особенно проявленными при службе в Монголии. Там он от командира танкового взвода вырос до начальника службы ГСМ дивизии: начальство оценило способность Блицына с экстремальных условиях принимать единственно верные решения, рационально  организовывать  работу подчинённых. А как это было трудно  при строительстве городка в голой степи, когда машины с топливом возили за 500 километров... Поначалу жили в палатках, зимой при морозах минус 50: две печки-буржуйки не могли обогреть жилище, и утром на топчанах лежал иней слоем 15 сантиметров... Ему, числящемуся на очень хорошем счету, одному из первых дали квартиру в построенном доме (тогда и привёз семью, и там, в Монголии, родился у них сын). И потом, где бы ни служил (а в его «географии» - Северо-Кавказский, Сибирский, Забайкальский, Прикарпатский и Дальневосточный военные округа), дивизии, где службы ГСМ возглавлял Николай Блицын, становились лучшими. Потому ему было предоставлено право выбора очередного места дальнейшей службы. Так и попал в 1984 году на Итуруп.

– Отслужил здесь восемь лет, – рассказывала Светлана Николаевна, – хотя обычно заменяют через три года. Был от него толк, ценили! Поэтому и уволили в запас не в 45, а в 47 лет. Тоже рано – ещё в такой силе был! На турнике по 14 раз подтягивался... После отставки пять лет отработал в Итурупской КЭЧ.

А послушали бы вы, с какой гордостью рассказывал Николай Иванович о своей жене – о её былых спортивных достижениях, негаснущем стремлении к познанию нового в разных областях...

– Мы о компьютерах только слышали, а тут Веня привёз себе для работы, жена к нему: «Научи!». Кардиограф в госпитале стоял без дела, она стала работать на нём: что-то почитала, вспомнила, что им в училище преподавали. А потом кардиолог из Москвы, когда приезжали «Рубежи России», похвалила Светлану Николаевну за то, как грамотно читала кардиограммы. Позже тот врач ещё какую-то литературу прислала. Жене это интересно! Называю её профессором медицины. А больше всего, наверное, ценю её трудолюбие и работоспособность.

С постоянными переездами, сменой обстановки, когда и своих-то вещей практически не имелось, не так-то просто было создавать дома уют. Впрочем, долгое время, при безденежье или дефиците на всё, речь больше шла о том, как детей прокормить, во что одеть. Светлана Николаевна проявила себя настоящей мастерицей: шила, вязала. (Она вспоминала: «Детей уложим спать, я – нитки, спицы в руки, вяжу, а Коля читает мне «Вечный зов». Так весь роман и прочитал. Ему очень хотелось, чтобы я, донская казачка, прониклась его родным сибирским духом».)

– Без работы жене не сидится. Уж сколько раз говорил, чтоб ушла на отдых, всё же 78 лет исполнилось, - она нет, ни в какую: мол, и силы, и желание есть. Так и работает, сейчас – медсестрой инфекционного кабинета в поликлинике. Ей только в радость, говорит, что надо мозг и тело в тонусе держать.

Они его, тот самый тонус, оба поддерживают, в том числе – регулярными прогулками по набережной. Запечатлелась картинка: на улице холодно, пешеходную дорожку переметает позёмка, но этих неудобств, кажется, не замечает пара пожилых людей, которые идут навстречу ветру, взявшись за руки. Может, в тот момент Светлана Николаевна потихоньку, вроде для себя, читала одно из любимых стихотворений Маяковского, а Николай Иванович удивлялся: «Откуда знаешь?» А может, просто молча созерцали природные картинки – те, что стали родными и любимыми за пять лет жизни в Курильске...

Разъехались дети и внуки: кто в Санкт-Петербурге, Москве, кто в Хабаровске, Южно-Сахалинске; внучку, хоть и на год всего, но занесло на Таиланд. Но представляется, что от этого не слабеет притягательная сила любви мамы с папой, бабушки с дедушкой. Пусть не географически, но они всегда вместе, все члены той семьи Блицыных, что более полувека назад была создана волей судьбы.

Ольга Васильева